Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 02:15

МБОУ ООШ с.Измалково

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Статьи учащихся [3]
Статьи учащихся
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 204
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Горячяя линия
По вопросам ГИА - 2018

Телефон доверия (Рособрнадзор)
+7 (495) 104-68-38

Общая "Горячая линия" Рособрнадзора
+7 (495) 984-89-19

УОиН Липецкой области
понедельник-пятница с 08.30 до 16.30:
8(4742)34-75-09; 32-94-08; 32-94-34.(ГИА-11)
8(4742) 32-94-66 (ГИА-9)

Отдел образования
8(47478) 2-14-49
8(47478) 2-13-37

МБОУ ООШ
8(47478) 2-29-98
8(47478) 2-13-78

По вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательной организации
8(47478) 2-29-98
8(47478) 2-13-78
Телефон доверия
"ящик" для анонимных обращений
Вместе ради детей
65 добрых дел
Вопросы по питанию

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Проектный метод в обучении - повтор публикации
1. Актуальность выбранной темы в современном обществе.

Наше современное общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены во всех структурах и областях деятельности. Корни многих изменений кроются в новых способах создания, хранения, передачи и использования информации. Общество находится в состоянии перехода от индустриального типа к информационному типу. Это означает, что все большее число людей все чаще и чаще сталкиваются с необходимостью обработки постоянно возрастающего объёма информации. Поэтому справедливо утверждение, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них, школьники будут лучше подготовлены к жизни в информационном обществе. Однако надо учитывать, что задачи курса информатики не могут ограничиваться только задачами подготовки школьников к практической деятельности, труду. Перед курсом основ информатики, как общеобразовательным предметом, стоит комплекс учебно-воспитательных задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования компьютерной грамотности. Основная цель курса - формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий.
Основной задачей курса признается формирование у учащихся стиля мышления адекватного требованиям современного информационного общества.
Такой востребованный стиль может сформироваться после опыта работы на компьютере – компьютер активно присутствует на подавляющем большинстве уроков курса и предстает перед детьми как универсальная информационная (а вовсе не вычислительная) машина. Активное использование в образовательном процессе компьютеров позволяет реализовать индивидуальный подход к учащимся.
Хочется подчеркнуть, что идея использования компьютера для реализации индивидуального подхода к развитию личности учащегося основана на особенностях построения уроков, на использовании форм и методов подачи содержания, на формировании ответственности за свои действия, на стремлении достичь желаемого результата.

2. Методы и принципы, используемые в работе.

Далее, перечислю основные методы, которые применяю в образовательном процессе (по возрастанию уровня сложности).
Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. На уроках информатики этот метод осуществляется с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности. Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний - слушают, смотрят, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.
Репродуктивный метод – неоднократное воспроизведение сообщенных сведений и показанных способов деятельности для приобретения учащимися навыков и умений и вместе с тем для достижения второго уровня усвоения знаний. На уроках информатики этот метод реализован неоднократным исполнением команд для компьютера с целью решения поставленной задачи и формирования навыка владения компьютером.
Проблемный метод - учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения. Этот метод часто используется при доказательном раскрытии темы или решении алгоритмической задачи.
Частично-поисковый или эвристический метод служит для постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем, но прежде следует научить выполнять отдельные шаги решения, отдельных этапов исследования, формируя их умения постепенно. В одном случае приходится учить видеть проблему, предлагая ставить вопросы к изложенному содержанию, в другом случае от учеников требуется построить самостоятельно найденное решение, в третье - сделать вывод из представленных фактов, в четвертом - высказать предположение, в пятом - построить план его проверки и т.д. Другим вариантом этого метода является расчленение сложной задачи на серию доступных подзадач, каждая из которых облегчает приближение к решению основной задачи.
Исследовательский метод учит самостоятельному осуществлению процесса познания, обеспечивает творческое применение знаний, позволяет овладеть методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их, он формирует черты творческой деятельности, является условием интереса. Часто, работая с компьютером, ученику приходится самостоятельно находить выход из создавшегося положения, принимать решение о необходимых действиях или командах компьютеру. Творчество от ученика требуется для решения конкретной задачи, хотя он знает только систему команд.

Методы различаются по характеру познавательной деятельности, зависят от способов усвоения видов содержания обучения. Учение - это, прежде всего, познавательная деятельность, осуществляющаяся и тогда, когда ученик выполняет практическую, моторную деятельность, все его действия проходят через сознание и обуславливают познавательную деятельность. Но ведь методы обучения не достаточны для процесса обучения, они решают не все проблемы.
Решая вопрос чему учить, всегда приходится решать вопрос о том, какие компоненты необходимо включить в содержание образования, в какой последовательности их расположить для наилучшего достижения конечной цели - сформировать личность человека.

Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
При проведении уроков информатики я особое внимание обращаю на создание условий, способствующих формированию творческих способностей учащихся.
При творческом подходе к проблеме ученик, помимо известных, общепринятых эвристик, может выработать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестандартных заданиях, не имеющих аналогов решения, и в проблемных ситуациях с "размытыми границами". В таких заданиях сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в окончательном формулировании.
Для развития творческой деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Для создания творческой обстановки в ходе обучения я придерживаюсь следующих рекомендаций (предложенные группой исследователей под руководством С.Парнса).

• Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими - соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты или будут осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.
• Уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение "показаться на поверхности"; важно вовремя пометить и зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.
• Воздерживаться от оценок. Благодаря этому учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени внимания уделить свободному размышлению над проблемой. Оценка же идей останавливает творческий поиск, моментально блокирует его.
• Показывать учащимся возможности использования аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей.
• Давать возможность творческой разминке. Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность учащимся освоиться в новой для них ситуации, дать "разогревающие" упражнения.
• "Дисциплинировать" воображение, фантазию, контролировать их. Создавая обстановку внутренней свободы, учитель вместе с учениками помнит, что после начального этапа "созревания идей" все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена.
• Устранять внутренние препятствия для мышления. Нужно создать такую обстановку, чтобы учащиеся чувствовали, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделиться им с окружающими и что оно будет доброжелательно принято.
• Расширение фонда знаний. Объем имеющихся сведений - это база, на основе которой создаются новые идеи. Вместе с тем усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умения думать.
• Помогать учащимся видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи.
Применение метода математического моделирования (реализуется в программной среде Microsoft Office Excell) основано на выполнении работ состоящих из конкретных задач физики, биологии, экономики, демографии и т.д. При их решении от учащихся требуется построить математическую модель задачи, подобрать один или несколько численных методов для ее решения, оценить погрешность каждого метода и сделать вывод об эффективности методов для решения данной задачи.
Но при любом выборе методов работы необходимо соблюдение общих дидактических принципов:
• Принцип системности и последовательности – учебный материал выстраивается в логическую цепочку и повторение идет как закрепление материала. В информатике этот принцип реализуется в форме цикличности.
• Принцип сознательности – это полное усвоение учащимися содержания и средств своей деятельности.
• Принцип доступности реализуется через выделение уровней обучения и работы за компьютером.
• Принцип наглядности – одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов. Например, блок-схемы (они наглядно представляют структуру небольшого алгоритма и процесс его исполнения), таблицы исполнения, демонстрация учителем образца деятельности за компьютером при работе с готовой программой.
• Принцип активности и самостоятельности. Активность учащегося реализуется через его деятельность. В информатике активность является необходимым условием успешности обучения. Знание - это не вещь, не предмет, которые можно передавать обучаемому. Это изменение его личности. Оно происходит только в результате его целенаправленной активности. Особенно это относится к системным, многосвязным знаниям, типичным для информатики. Формы активности различны - самоконтроль через рефлексию собственной деятельности, контроль за работой товарища, модификация готовых и разработка собственных алгоритмов. Активность следует из интереса к учению. Самостоятельность также является целью успешного изучения информатики. Самостоятельность возрастает от полного управления учителем, через дозированную помощь к самоуправлению познавательной деятельностью с помощью компьютера. Как условие самостоятельность ведет к большей продуктивности обучения, умения самому находить выход из затруднительных ситуаций, пользоваться литературой и компьютерными средствами помощи (поиск ошибок, действий при непонятной реакции программы).
• Принцип дифференциации. Организовав устойчивую коллективную работу, можно найти время для занятий с более сильными или слабыми. Тиражируя обучающие или готовые программы, компьютер способствует организации единообразной деятельности, но способ работы учащегося с программой все же «один на один», со своим индивидуальным темпом, своими путями преодоления трудностей. Дифференциация возможна и через гибкую настройку обучающей программы.
• Эффективность учебной деятельности предполагает оптимизацию усилий педагога и ученика для обеспечения наибольшего их КПД, отношение результат-усилие. Это требует прежде всего отсутствия постороннего содержания в их деятельности. Так, блок-схемы, удобные и наглядные для малых задач, могут превратить информатику в черчение при более сложных алгоритмах. При дефиците машинного времени (и просто для сохранения зрения) эффективность работы за дисплеем должна обеспечиваться предварительной подготовкой учащихся, изучением инструкций.
• Связь теории и практики. При изучении информатики наблюдается удивительное подобие научных категорий теории и практики и видов деятельности учащегося и учителя. В самом деле, теория объясняет или предсказывает результаты опыта (запуск алгоритма на компьютере), а практика (работа на компьютере) служит средством проверки теории и источником гипотез, например, о поведении программы или среды.
Соблюдение этих принципов способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, широта мышления, умения преодолевать трудности, добиваться получения результата, развитие работоспособности.
После создания обстановки, побуждающей к творчеству, для организации работы необходимо применить соответствующий дидактический материал. Так, например, при изучении раздела информатики «Программирование и алгоритмизация» (9, 10, 11 классы), при рассмотрении задач разного типа ставлю проблемные вопросы, т.е. стараюсь так организовывать деятельность учащихся, чтобы они сами, опираясь на свои знания, постигали особенности решения задач того или иного типа.
При такой организации работы реализуется поисковая потребность учащихся. Сам процесс успешной работы за компьютером может служить источником положительных эмоций, особенно при достижении цели. Достигается эмоциональное насыщение, удовлетворяется потребность в удовольствии.
Для закрепления материала, для проверки уровня усвоения используется работа по карточкам. Причем, задания должны быть подобраны таким образом, чтобы учащиеся не могли напрямую использовать уже известный им алгоритм. Например, задача на обработку числового массива может быть составлена так: «Дан числовой массив размера...», а может быть: «В кассе стадиона имеются данные о ценах на билеты на завтрашний матч «ЦСКА - СПАРТАК»...» или «Имеются статистические данные о количестве новорожденных за период с 1991 года по 2000 год ...»
Необычно составленное условие требует глубокого понимания материала, умения выделить главное: что принять за размер массива, а что за значение элементов массива.
Кроме того, учащиеся могут выбрать на свой вкус задание, способ решения, тем самым, удовлетворив потребность в свободе выбора.
Высшая потребность личности - в творчестве. Основной путь для творчества в информатике - постановка нечетких прикладных задач, дающих простор воображению и логике. Такой задачей может быть «Построение модели атома водорода» при изучении раздела «Моделирование и формализация».
Результат выявит и интерес к работе, и выработанные умения и степень самостоятельности. Чем больший интерес проявит обучаемый к работе, чем больше себя он вложит в нее, тем более значимым будет он для него.
Для вовлечения учащихся в творческий процесс необходимо разработка целой системы творческих заданий.
Каждый раз, создавая что-либо новое, мы сталкиваемся с барьерами творческого процесса: стереотипами, "зажимами", страхом оценивания, возможно заниженной самооценкой, инертностью мышления и т.д.
Как помочь обучающемуся это преодолеть? Определиться в своем отношении к компьютеру, найти свой способ самовыражения в информатике. Способы преодоления барьеров можно найти в:
• создании соответствующей обстановки (проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность);
• работе в группе (большее количество идей);
• после выполнения творческих заданий — обсуждение, обмен мнениями (какие возникали трудности и как вы их преодолели), обязательна фиксация сознанием полученных совместно выводов;
• возможности действовать по индивидуальной программе;
• разноплановости творческих заданий;
• развитии умения задавать вопросы;
• специальных упражнениях (тренинг творческого мышления). Оригинальные решения приходят не на первых стадиях решения творческих задач, а в процессе рассуждения.
Следующей задачей модели процесса развития компьютерного творчества учащихся является формирование качеств личности, способной к самоопределению.
Современная социально- экономическая ситуация требует от школы создания условий для раннего профессионального самоопределения учащихся. Жизнь требует от ученика способности постоянно выбирать сферу профессионально-трудовой деятельности, ориентируясь, на потребности общества и учитывая перспективы собственного развития, требуется подготовить его к профессионально-личностному самоопределению.
Целостный подход к данной проблеме предполагает рассмотрение профессионально-личностного самоопределения подростков как внутреннюю деятельность, направленную на самостоятельное построение своей жизни, на осмысленное осуществление выбора профессии на основе осознания, познания и оценки самого себя, своих качеств, возможностей и способностей выполнять профессиональные обязанности и соотнесения их с требованиями будущей профессии. Самоопределение необходимо для нормального индивидуально-личностного развития подростков.
Необходимым условием становления профессионально-личностного самоопределения подростка определяется функционирование на уроках педагогического пространства через создание и использование ситуаций, востребующих проявления самоопределения подростков.
Выполнение соответствующего комплекса принципов, средств обучения, форм и методов организации учебного процесса позволит перейти на более высокий (копирующе-воспроизводящий → поисково-исследовательский, поисково-исследовательский → творческий) уровень развития компьютерного творчества учащихся.
Акцент в содержании образования смещается с обучения на формирование учебной деятельности, воспитание и развитие ребенка. Основой всех современных подходов к построению учебно-воспитательного процесса является то, что развитие учащегося - совершенствование психических процессов и свойств его личности - происходит в результате его личной активной деятельности.
Уроки информатики как нельзя лучше подходят для этой цели. С помощью компьютера легко реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, задания подбираются так, чтобы стимулировать нестандартный подход и проявление творческих способностей учащихся при решении задач. Для того, чтобы получить оценку на уроке информатики, ученик должен добиться правильного решения поставленной перед ним задачи, сделать какие-либо выводы или сформулировать алгоритм. Это воспитывает целеустремленность, развивает творческую активность и умение концентрироваться на выполнении задания.
То есть, для развития творческих способностей необходимы соответствующие методы.

3. Использование исследовательского метода или метод проектов на уроках информатики.

Последнее время я постоянно работаю над темой «Метод проектов» с целью повышения творческой активности учащихся. Провожу уроки с использованием данного метода, изучаю и анализирую различную научную литературу по данному вопросу. Фиксирую результаты, составляю выводы.
Ниже я хочу привести пример применения метода проектов (или исследовательского метода) на уроках информатики.

Описываемые возможности представлены в виде проектов, разработанных в среде программы Windows Office Power Point

Возможность №1. Проект создает учитель информатики.
1. Учитель в Power Point создает презентацию
2. Демонстрация происходит с помощью проектора, учитель объясняет новый материал.
3. На каждом компьютере ученик смотрит презентацию сам, слушая объяснения учителя.
3. Ученик самостоятельно изучает материал во время демонстрации презентации на своем компьютере.
При использовании такого метода учителю необходимо разработать презентацию, максимально наглядную и интерактивную для учащихся.

Гораздо более эффективно (и, конечно, интереснее и сложнее) применение другой возможности. Остановимся на этом варианте более подробно:
Возможность №2. Проект создают ученики.
Существует много возможностей демонстрации презентации и объяснения нового материала:
Например:
В 8 классе, при изучении темы «Моделирование» (Глава 6. Модели и таблицы по учебнику Семакина) можно использовать проблемный проектный метод. Учащимся предлагается решить определенную проблему: создать модель (проект в программе MS PPoint) и решить с помощью нее поставленные задачи.
Перед началом работы учащимся задать следующие условия работы и критерии оценок:

  1. Темы.
  2. Количество слайдов.
  3. Время на выполнение презентации.
  4. «Богатое» содержание: текст, автофигуры, вставки, картинки, рисунки, и др.
  5. Структуру презентации, выбранные способы решения проблем, используемые определения, понятия и примеры.
  6. Красота оформления презентации.
  7. Ученик должен уметь пояснить свои выводы, примеры.
  8. Максимально чёткое разделение процесса создания модели на этапы.

Этапы моделирования:

Выявление проблемы;
Постановка задачи;
Изучение объекта;
Создание модели;
Проверка соответствия модели поставленной задаче;
 Решение задачи с использованием модели;
7. Анализ полученных результатов.

Темы для проектов:
1. Виды информации.
2. Информационные процессы в природе.
3. Информационные процессы в обществе.
4. Архитектура и устройство компьютера.
5. Периферийные устройства компьютера.
6. Этапы моделирования.

Задача учителя – направлять работу учащихся в правильное русло. При выявлении и выборе способа решения проблемы любой темы можно предоставить ученикам возможность проявить творческую самостоятельность. Если какая-то группа учащихся затрудняется в выявлении проблемы, тогда можно предложить им, например, просто визуализировать тему. Далее всем учащимся дается задание подготовить содержательную часть проекта, графи¬ческие иллюстрации (используя компьютерную графику – создание собственных изображений или схем в программах Paint, MS PPoint и др.; - сканирование изображений из других источников; - поиск картинок в Интернет; - и т.д.) для описания проекта.
Во время создания проектов учитель помогает осваивать новые компьютерные технологии обработки информации, открывает новые возможности использования различных программ. Но за содержание проекта ответственность несут сами учащиеся.
Пятый – седьмой этапы моделирования можно провести в форме защиты учащимися своего проекта – показа презентации.
Презентацию просматривает весь класс и оценивает работу учащихся (обязательно надо ненавязчиво привлечь к этому процессу других одноклассников, которые, конечно же, не должны быть пассивными во время просмотра презентации, т.е. дать им возможность высказать свое мнение относительно степени выполнимости критериев, «что понравилось, что не понравилось», какие методы они сами могли бы использовать в своих презентациях).
Конечно, применение таких методов на уроках требует особой культуры и уровня образованности учителя. Даже в случае применения возможности №1 требуется довольно значительное время для разработки по настоящему хорошей презентации.

4. Результаты.

Собираем плюсы от использования такого метода:
1. Реализация межпредметных связей (темы можно взять, в принципе любые!!!).
2. Учащиеся получают навыки использования различной техники, устройств (сканер, принтер, носители информации, проектор и др.) и программ (графические редакторы, файловые менеджеры и т.д.).
3. Воспитание таких качеств личности, как самостоятельность, любознательность, ответственность, умение добиваться поставленной цели, и многих других. Здесь все зависит от способностей учителя правильно организовать и поставить работу.
4. Развитие логического мышления.
5. Самореализация творческих способностей учащихся.
6. Стремление к красоте.
… и т.д.
Многие учащиеся проявляют после таких методов повышенный интерес к изучению информатики и информационных технологий, стараются
Вышеописанный метод (с применением разнообразной компьютерной техники, работой в различных программах) я начинаю применять с учащимися, начиная с восьмого класса. На этом этапе учащиеся уже могут создавать хоты бы простейшие презентации, имеют навыки работы в различных прикладных программах. А, уже, например, в 10-11 классах учащиеся могут попробовать свои силы в создании анимационных тематических роликов, мультфильмов, видеоклипов.

5. Список используемой литературы и ресурсов






Категория: Мои статьи | Добавил: dimanko (27.01.2008) | Автор: Коломенский Димон
Просмотров: 2533 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Год педагога
Друзья сайта
  • Готовимся к ЕГЭ

  • Олимпиады для школьников

  • Программы бесплатно

  • Блог школьного Всезнайки

  • Сайт Измалковского района

  • МБОУ ООШ с. Измалково © 2024
    Сайт создан в системе uCoz